Организация страховочных станций на ненадежных скалах.

 Организация страховочных станций на ненадежных скалах.

 

Сколько точек вам нужно, чтобы организовать страховочную станцию? Большинство альпинистов ответят быстрее, чем моргнут. Но если вы ответили «две» или «три», то вы ошибаетесь.

 

Для станции необходимо столько точек, чтобы она была надежной, в зависимости от: качества скалы, позиционирование, угла, и других факторов. В горах, где скорость и эффективность являются всем, станция иногда может быть сделана на одной точке, а иногда и вовсе можно использовать в качестве точки свое тело - при страховке через спину или поясницу. Однако, слабые или разрушенные скалы, которые часто встречаются в горах, могут потребовать четыре, пять или даже шесть точек, для  создания надежной страховочной станции. 

Организовать станцию на двух точках достаточно просто, равномерное распределение нагрузки достигается достаточно легко, но если точек 3 и более, то это сложная задача.  

Практически невозможно добиться равномерного распределения нагрузки на 3 или более страховочные точки, также очень часто нет возможности заранее определить, какая из страховочных точек окажется самой «слабой» и не надежной. Именно поэтому классические компенсационные петли или компенсационные петли с ограничительными узлами не удобны для организации страховочных станций на 3-х или большем количестве точек.

Данная статья рассматривает организацию страховочных станций в сложных условиях на сложном и ненадежном рельефе. В этих условиях лучшим выбором являются «каскадные» страховочные станции, которые не только помогут вам на разрушенных или слабых скалах, но также предложат множество решений для любых других сложных ситуациях при организации станций. 

Огромный плюс «каскадных» станций заключается в том, что у вас есть решения для самых разных ситуаций при использовании ограниченного набора снаряжения (корделет и петли различной длинны). Многие инструктора и гиды рекомендуют начинающим работать с «каскадными» станциями, потому что они заложат прочное понимание и основу того, что такое станция, и как она должна работать. После того, как альпинист начинает понимать это, то он может начать экспериментировать с другими системами (организация станций из веревки и т.д.).

Легенда к рисункам. Зеленый цвет - корделет. Красный цвет -фиксированная станция. Синий цвет - компенсирующие мини станции.

 

Вариант 1: Используйте ​​корделет.

 

Корделет лучше, чем сшитая петля подходит для правильного распределения нагрузки в станции из трех точек, при использовании корделета снижается трение в центральном карабине и улучшается распределение нагрузки на точки. Но, когда корделет завязан в замкнутую петлю, вам может не хватить длины корделета — ветви станции получатся слишком короткими, что может привести к образованию «тупого» угла в станции, что недопустимо. Если у вас в станции есть три точки или больше, чтобы правильно распределить нагрузку - развяжите свой корделет. После того как вы развязали петлю, завяжите узел восьмерка на каждом конце. Далее узлы закрепить на внешние точки, середину прощелкнуть в средние, а затем свести все пряди в направлении ожидаемой нагрузки и связать все это узлом проводник или восьмерка. (рис. 1 ). Когда вы закончите, это будет выглядеть как стандартная предварительно выровненная (фиксированная) станция из корделета.

Важно помнить, что добиться равномерного распределения нагрузок на все точки страховки не получится. Для станции на четырех точках более короткие и двойные центральные ветви станции будут передавать на каждую внутреннюю точку не по 25%, как было бы в идеальном мире, а примерно по 30-35% от общей нагрузки на станцию, и только по 15-20% на внешние точки.

Плюсы такой конфигурации- возможность с помощью одного корделета объединить несколько удаленных друг от друга точек и отсутствие рывка и удлинения станции в случае отказа одной из точек.

 

Вариант 2: Каскадные станции. С фиксированными мини станциями.

 

Иногда даже развязанный корделет не дает вам достаточной длины, чтобы организовать станцию с правильным распределением нагрузки на точки. Это именно тот момент, когда «каскадные» станции становятся незаменимы, т.к. предоставляют возможность организовать станцию и выровнять нагрузки на 3 или даже 8 точек страховки.

В основе - это серия фиксированных станций, завязанных из петель и/или шнуром, которые накладываются на друг друга.

Плюсы этого способа – возможность организовать станцию, если у вас нет корделета, а есть только короткие петли, и отсутствие рывка и удлинения станции в случае отказа одной из точек.

 

Вариант А. Простейшие «каскадная» станции могут быть организованы на трех точках страховки с помощью двух сшитых петель. На двух верхних точках организуйте стандартную фиксированную станцию (узел слегка наклонен в сторону третьей точки).  Следующая петля соединяет третью точку и узел на первой петле.  Вытяните обе нити вниз, в направлении ожидаемого рывка, и завяжите узел восьмерку или проводник (рис. 2).

 

Вариант Б. Более сложный вариант, когда у вас есть четыре или большее количество точек.  В этом варианте каждая пара или тройка точек страховки объединены в фиксированную станцию, которые потом также объединяются с помощью сшитой петли или корделета. (рис.2.1) Если качество скал очень плохое и точки ненадежны, можно продолжать организовывать мини станции и объединять их в группы.

 

Вариант 3: Каскадные станции с мини станциями и узлом оверхэнд. (Дубовый узел)

 

Вы можете обнаружить, что у вас нет строп достаточной длины, чтобы организовать фиксированную станцию, в этом случае завяжите вместо узла восьмерка узел оверхэнд. Важно правильно оценить направление приложения нагрузки и выбрать место завязывания узла.  При нагружении должны грузиться обе ветви мини станции.  Карабин для соединения со следующим каскадом вщёлкивается в получившиеся петли по обеим сторонам узла. Таким образом вы получаете фиксированную  мини станцию. (рис. 3). Дальнейшие действия аналогичны описанным в варианте А.

 

Можно было бы попытаться использовать классическую компенсационную петлю, если ваша петля слишком коротка, но это не очень хорошая идея для каскадных станций. Если в станции с компенсационной петлей откажет одна из точек, то это будет иметь слишком большое влияние на соседние точки. Отказ одной точки в компенсационной станции не просто создаст шоковую нагрузку на оставшиеся точки, а приведет к полной потере всех точек мини станции.

Именно поэтому использование компенсационных петель в каскадных станциях не рекомендовано.

Важно! Использование компенсационных петель в обычных страховочных станциях ограничено и рекомендовано только, если вы организуете станции на очень надежных точках (болты или ледобуры).

Также возможны любые комбинации описанных способов. (рис 4.)

Благодарности: за заглавное фото Игоре Ивашуре, за помощь в подготовке рисунков Илье Гладкому и фирме Венто.

  • Фотография в начале поста как бы намекает на ненадежную точку. Хотя это точку можно сделать сильно надежнее если просто вщелкнуться карабином прямо в ухо. В этом плане заглавное фото методически не верно
  • но вщелкнуто то не в ухо... а по теме есть что сказать ?
  • Страховка для трусов)))))))
  • Страховка для трусов))))))
  • В ухо не пролезает.
  • Нож и молоток решат эту проблему:)
  • У компенсатора с оверхендом есть какие-то минусы, кроме того, что он дико затягивается?
  • дико затягивается и диапазон компенсации не высок, но вполне возможная и надежная техника.
  • > Таким образом вы получаете компенсационную петлю с подстраховкой на случай отказа одной из точек. (рис. 3). А разве на рисунке 3 станция компенсирует? > Отказ одной точки в компенсационной станции не просто создаст шоковую нагрузку на оставшиеся точки, а приведет к полной потере всех точек мини станции. Если мини-станции объединять друг с другом компенсационной петлёй, то при отказе одной точки остальные должны просто равномерно просесть. А какое, кстати, значение этой шоковой нагрузки? Например, если завязаны ограничители на расстоянии 30 см друг от друга?
  • Спасибо за комментарии! Поправил названия. И да станция с узлом , даже если его сдвигать не очень и компенсирует . Значение шоковой нагрузки никто толком не проверял, но оно может оказаться довольно большим, особенно если при резком удлинении станции с полки дополнительно упадут и повиснут 1-2-3 человека. Но проверить нужно - запишу в планы. Спасибо!
  • Спасибо за комментарии! Поправил названия. И да станция с узлом , даже если его сдвигать не очень и компенсирует .
  • Так мне кажется у все фиксированных станций диапазон компенсации не велик.
  • не велик , но с другой стороны это почти религиозный спор - что важнее компенсация направления нагрузки и правильное распределение - т.е. борьба за снижение вероятности отказа точки или отсутствие удлинения и шоковой нагрузки после отказа точки... если оценивать тяжесть последствий и возможности прогнозирования - то я выбираю фикс...
  • Лонг в книжке Climbing Anchors пишет что проверял станции на шоковую нагрузку, но цифр конкретных не приводит к сожалению. Ещё были близкие по смыслу опыты дмм. Так с ходу кажется, что если все привязаны к станции на динамическую верёвку и грузят её, то ничего страшного произойти не должно, тк. динамика должна смягчить рывок. Но это мои домыслы, надо проверять. В ситуации что вы описываете согласна, наверное всё плохо. У самой в todo-листе записано сделать опыты и померить, но руки всё не доходят.
  • Кажется что фотография какого-нибудь неправильно заложенного стопера была бы гораздо более методически неверной.
  • мы по осени начнем дергать.
  • Узлы надо поменять на стремя, тогда при рывке будет работать не одна (ближайшая по веревке) точка, а обе, и рывок равномерно распределиться на две точки. А в противном случае первой вырывается ближайшая точка страховки, а потом следующая,
  • Как насчет фотографии правильного заложенного стопера:) такое ведь иногда бывает:) Все таки петли и компенсаторы - способ увеличить надежность станции, а не способ устранения ошибок в постановке точек. Т.е. возвращаясь к карабину, правильно исключить слабые элементы из этой конкретной цепи, а не париться тем, что будет в случае их разрушения.
  • увы - миф о проскальзывании узла стремя и соответственно распределения нагрузки - на современных тонких и "квадратных" карабинах - это только миф.. хотя я может быть не совсем понял - какие узлы Вы имели в виду
  • вот нашлось При этом даже срыв на малую глубину, например, при оседании станции на компенсационной петле из-за отказа одной из точек, приводит к большим перегрузкам станции. Уже при факторе рывка 0,5 нагрузка на станцию достигает 12 кН. Возлагать большие надежды на упругость человеческого тела не стоит – по данным испытаний фирмы Gravitec Systems Inc, разница в нагрузках при падении человека и стальной болванки составляет, в среднем, 10%. [34].
  • Tinkoff
  • Visa
  • Master
 
Back to top