Сегодня мы поговорим о том, какие нагрузки возникают в страховочной цепи и какие дополнительные риски появляются при проведении спасательных работ в группе.
Здесь мы подразумеваем, что спасатели используют специальное снаряжение – носилки, блок-ролики, статические веревки и спуск пострадавшего осуществляется с помощью, как минимум, двух веревок – грузовой и страховочной.
Для начала рассмотрим несколько опасных ситуаций, возможных во время спасработ:
Ситуация 1
.
Отказ (разрыв) грузовой веревки при спуске спасателя с пострадавшим по вертикальному рельефу. Это срыв с фактором рывка около 0.
Расчетная величина нагрузки на груз или станцию при срыве груза с фактором рывка 0 составляет 2 веса груза, но, по результатам тестов, реальная нагрузка составит 2,5 веса груза из-за неидеальных характеристик растяжения веревки. Кроме того, как правило, страховочная нагрузка выдается с некоторой слабиной. Поэтому, при работе со спасательным грузом (200 кг) реальная нагрузка может превысить 5-7 кН.
Данная ситуация в контексте спасательных работ называется «просадка груза».
При этом заметим, что если к моменту просадки груз был спущен на 30 метров от станции, а страховка осуществлялась помощью динамической веревки, то спасатель с пострадавшим пролетят до момента остановки около 5 метров вдоль рельефа из-за растяжения веревки. Такой пролет почти гарантировано приведет к многочисленным ударам спасателя и пострадавшего об рельеф.
Если же страховка осуществляется статической веревкой, то пролет будет существенно меньше – около одного-двух метров. Именно поэтому рекомендуется использование статических веревок, как для грузовой, так и для страховочной веревок. Если спасателям приходится использовать динамическую веревку в паре со статической, динамическая веревка должна быть грузовой — т. е. постоянно нагружена, а страховка осуществляется статической веревкой. Это позволяет снизить дистанцию, на которую, в случае отказа грузовой веревки, опустится (просядет) груз.
Обратной стороной использования статики при ПСР, являются существенно большие нагрузки на спасателя, пострадавшего и станцию при срыве с фактором больше 0. Поэтому отсутствие таких рывков становится еще более критичным.
Ситуация 2
Транспортировка пострадавшего в акье с тремя сопровождающими по уклону 45 градусов. Общая масса груза 360 кг (4 человека по 80 кг + акья и снаряжение).
Статическая нагрузка на страховочную станцию составляет 2,5кН (без учета трения). При отказе грузовой веревки нагрузка может составить 6,25 кН (статическая нагрузка *2,5).
Данная ситуация в контексте спасательных работ называется «просадка груза».
Ситуация 3
В качестве грузовой и страховочной веревки используется статика.
В начале спуска, при переходе спасателя с пострадавшим через край полки происходит отказ грузовой веревки. В этой ситуации возможно падение спасательного груза (200 кг) на глубину до 1 метра. Что при небольшом количестве выданной веревки, может привести к падению с фактором рывка 0.3-0.5. Согласно результатам тестов нагрузка на страховочную систему составит 12-15 кН. Данная ситуация в контексте спасательных работ называется «динамический рывок».
Сможет ли страхующий удержать рывок в 12-15 кН?
Узел УИАА обеспечивает снижение усилия на страхующего примерно в 10-12 раз, правильно заправленная восьмерка или ATC в 8-10 раз, неправильно заправленные (без дополнительного перегиба веревки, когда страховка фактически осуществляется через карабин) – в 2 раза. Таким образом, в руки страхующему придется нагрузка от 1 до 6 Кн.
Удержать одной рукой за веревку среднестатистический человек может 0,24 кН, отдельные, особо выдающиеся люди – до 1 кН. Если сомневаетесь – попробуйте удержать собственный вес, повиснув на одной руке на вертикально висящей веревке 10-ке. Любые более высокие нагрузки на приведут к протравливанию веревки, и опять же падению спасателя с пострадавшим вдоль рельефа на большую глубину.
По результатам тестов, в вышеописанной ситуации при страховке через узел УИАА лишь некоторым людям удавалось удержать груз от падения на землю.
Рассматривая эти и многие другие ситуации, возникающие при проведении спасательных работ в горах, профессиональное сообщество выработало критерии, которым должна удовлетворять страховочная система при работе с тяжелым грузом (спасатель + пострадавший):
- Нагрузка на спасателя и пострадавшего и станцию не должна быть более 12 кН
- После срыва спасатель с пострадавшим не должны пролететь более 1 метра
- Система должны сохранить не менее 80% исходной прочности после отказа грузовой веревки
- Система должна сохранить работоспособность после отказа грузовой веревки
Страховка, соответствующая этим требованиям, получила название «компетентная страховка».
Какие технические приемы позволяют построить страховочную систему, удовлетворяющую этим принципам, читайте в следующей статье.
А желающих изучить на практиве технику и тактику спасательных работ приглашаем на курс в Крыму.