Техника фрирайда - миф или она и правда существует? Часть первая.

Техника фрирайда - миф или она и правда существует? Часть первая.

 drop1

Так все-таки, есть ли она волшебная Техника, которая позволит катать Фрирайд по бездонному Паудеру также красиво, как в фильмах…, и где ей учат? И как бы все-таки ей овладеть, только вот не прибегая к скучным упражнениям с инструктором на трассе, ведь это для новичков и вообще скучно…

В продолжение поста Оксаны Чекулаевой в FB.

Конечно, вопрос чаще всего так не формулируется, но многие райдеры, начинающие выходить за пределы маркированных трасс, чувствуют себя слишком опытными и не воспринимают всерьез рекомендации о корректировке (или постановке правильной) техники на трассе, и все хотят волшебных таблеток рекомендаций для фрирайда.

Поэтому, давайте еще раз…

NN2018 IMG 3820

Во-первых, фрирайд, это не всегда катание по легкому, пушистому и глубокому снегу. Фрирайд – это катание вне трасс, а вот покрытие может быть абсолютно любым и меняться многократно даже в течении одного спуска. Бездонная целина, корка, лед, заструги, влажный снег, мокрый снег или снежная каша - ко всему этому нужно быть готовым. При этом техника остается одной и той же, на любом покрытии, хотя, конечно, есть нюансы и лайфхаки, но о них – позже.

 NN2018 IMG 3558

Во-вторых, при всем разнообразии современных фрирайдных лыж, в плане геометрии (соотношения размеров и распределения жесткости по длине лыжи) они очень схожи.

Давайте рассмотрим обычную современную геометрию лыжи на примере модели OPINION 118 фирмы Extrem. Я катаюсь на этих лыжах уже третий сезон и убежден, что это одни из лучших лыж для фрирайда.

comopinion 0

Геометрия:

Длина

187 см

194 см

Нос

142 мм

143 мм

Талия

118 мм

Пятка

132 мм

133 мм

Радиус

23 м

24.5 м

Вес

1980 гр.

2170 гр.

Центр ботинка

настоящий центр 50 мм

Мы видим достаточно широкую талию, длинный и широкий носок, короткую и узкую, на 10 мм уже чем носок, пятку. Распределение жёсткости традиционно – носок несколько мягче пятки. Передний и задний низкопрофильный рокер также уже давно стали стандартом. Из множества одноклассников эту лыжу выделяет дизайн и достаточно небольшой вес, что позволяет мне комфортно ходить на них продолжительные скитурные маршруты.


Что происходит на подготовленной трассе? (немного упрощаем)


Чтобы начать поворот лыжу надо закантовать и загрузить носок. Так как носок шире, чем талия и значительно мягче, то лыжа прогибается и входит в поворот. Чем значительнее загрузка носка, тем меньше радиус поворота. Чтобы увеличить радиус поворота или закончить поворот снижайте давление на носок лыжи, переходите в равновесную стойку или даже на короткое время, загрузите пятки.


В глубоком и мягком снегу из-за того, что вы давите на лыжу почти в ее середине лыжа уже прогнута. В носке лыжа прогибается больше опять же из-за того, что он шире и мягче, чем пятка. При повороте в целине не нужно никуда переносить вес, нужно просто закантовать лыжу, и она повернет самостоятельно. Итого, рецепт, казалось бы, прост - сохраняйте центральную стойку и кантуйте лыжу, и будет вам счастье в паудере. Даже проще, чем на трассе, но получается, увы, не у всех.

Почему?

Из-за проблем с обычной горнолыжной «трассовой» техникой и психологической подготовкой.

Как всегда, в стрессовой ситуации (а катание вне трасс даже для тех, кто уверенно мочит по трассе – однозначно стресс), теряются все незакрепленные, не отработанные до автоматизма навыки, и добавляется страх. Кроме того, фрирайд требует другой точности в поворотах – часто повернуть надо не там, где получилось, а там, где необходимо, чтобы влететь в елку или на лед. NN2018 IMG 3820

В итоге то внимание, которое на трассе концентрируется на технике, вне трасс уходит на борьбу со страхом, оценку микрорельефа, отслеживание траектории движения гида и т.п. Вылезают повороты от колена, вращения корпусом, повороты в плуге и все остальные технические ошибки.

Отдельно замечу, что столь популярная у всех начинающих фрирайдеров глубокая задняя стойка, тоже не позволяет делать точные повороты на большой скорости.
Ошибки приводят к падениям, те – к увеличению стресса, усталости, и далее по кругу. Поэтому, столь часто мы наблюдаем, как люди с более чем достойной техникой впадают в ступор, «деревенеют» и начинают совершать банальные ошибки выйдя на крутой, сложный или опасный склон.


Что делать?
Первое – отрабатывать технику до автоматизма. Лучше с инструктором, особенно для «самоучек». На своем опыте могу сказать, что после 15 лет на сноуборде вне трасс и 3х сезонов на лыжах, мне казалось, что я еду вполне прилично, но степень уверенности на лыжах и на борде отличалась как небо и земля. Несколько занятий с инструктором, поправившим основные ошибки, изменили мироощущение кардинально, благо у меня было более чем много возможностей для отработки навыков.
Второе – бороться со стрессом. Страх – крайне полезное качество, не дающее нам совершать безумства, но  стресс, вызванный страхом, сильно ограничивает наши возможности и развитие.

Для самого райдера главное (после техники):

  • разумная программа – раскататься по трассе и рядом с трассой, плавно повышения сложность

  • разумный коллектив (включая разумного гида)

  • перед сложным участком – по возможности, продумать и проговорить несколько поворотов вперед – «доехать до того камня, поворот, дальше в сторону елки, там второй и т.п.»

  • в случае падения – выбраться, отдышаться, но «не зависать», продумать следующие несколько поворотов и ехать. Падают все, но прогрессируют в катании те, кто падаюют, но при этом не комплексуют и быстро встают.

Советы для «опытных товарищей».

Самое плохое, чем вы можете помочь своему коллеге, который «одеревенел» от страха, это говорить: «Тут нет ничего страшного!».  Это только добавит к страху комплексы неполноценности и боязнь подвести команду.

Более разумные действия:

  • обсудить варианты проезда

  • выбрать адекватный и самый простой и безопасный вариант линии

  • дать время собраться с мыслями и силами

  • подстраховать коллегу, ехать впереди сохраняя небольшую дистанцию

  • оставлять опытного замыкающего

  • возможно, отказаться от спуска в пользу более простого маршрута

в целом, планировать программу «от простого к сложному»

Я уверен, что сложности, которые возникают при катании по неподготовленным трассам на 90% связаны не с незнанием «секретной техники фрирайда», а с проблемами в обычной горнолыжной технике, недостатками в психологической подготовке и с несколькими специфическими для внетрассового катания сложностями.

 NN2018 IMG 3685

О различных лайфхаках для сложных вариантов снежных кондиций – в следующем материале.

Фото сделаны Артемом Огановым во время программы Skiandsail 2018 Норвегия

  • Tinkoff
  • Visa
  • Master
 
Back to top