Дислеймер! Автор, как и многие и многие фрирайдеры многому научился сам на своих ошибках и ошибках друзей. Травм и приключений было много..... То есть научиться фрирайду без школ, курсов и т.д. точно возможно! И если вас интересует путь война - с приключениями, травмами и у вас неограниченный запас времени - то дальше можно не читать.
С каждым годом во фрирайд приходит все больше людей, привлеченных рассказами о бездонном паудере, безупречной красоте первого следа и бесконечном фане. Но после столкновения с действительностью, у новичков возникает много вопросов. Отвечая на которые я и попробую обьяснить, зачем нужны и как устроены наши школы фрирайда.
«По картинкам фрирайд — это катание по широким полям. Почему у нас то лес, то камни, то кулуары?! И Елки! Тысячи огромных, страшных елок!»
Фрирайд, он потому и free, что свободный, а соответственно, разный. И поля в нем, конечно, встречаются, хотя и не так часто, как хотелось бы. А легкодоступные поля, как правило, раскатываются в первые часы после снегопада, и превращаются в бугрятник.
Но сложный рельеф тоже бывает в кайф, но только если уровень техники и психики позволяет безопасно и с удовольствием его катать. А этому нужно учиться, постепенно расширяя зону комфорта. Поэтому на учебных программах мы стараемся выбирать маршруты от простого к сложному, и делать их максимально разнообразными, насколько позволяет регион. Учимся поворачивать «там, где нужно», а не «там, где получилось», контролировать траекторию и скорость. Часто опытному инструктору виднее и ошибки участников и их возможности, да и в группе единомышленников прогрк=есс идет значительно быстрее.
«Я думал, что фрирайд — это катание по мягкому снегу! А тут - бетон, корка и заструги …»
Катаясь в горах и особенно в больших горах надо быть готовым к тому, что качество снега может меняться через каждые несколько метров, в зависимости от высоты, солнца, ветра и т.д. И, конечно, мы всегда стараемся выбирать маршрут так, чтобы «катнуть по пухлому». Но часто за отличный спуск по целине приходится платить, в том числе и выгребанием по раскисшему, раскатанному или обледенелому склону. Любишь кататься – помни про санки! Умение получать удовольствие от катания по "сложному" снегу бесконечно расширит ваши горизонты и даст возможность находить радость в любых горах и в любую погоду.
«Зачем нужен гид? И зачем нужно учиться «фрирайду»? Я и так отлично катаюсь.»
Фрирайд — это не про лыжи, фрирайд — это про Горы. Чтобы кататься все трасс безопасно, надо не только и не столько хорошо кататься. Надо понимать горы, видеть рельеф, чувствовать снег и погоду, оценивать опасности и управлять рисками. Все это гораздо ближе к альпинизму, чем к трассовому катанию. Абсолютное большинство новичков не только не умеет управлять рисками вне трасс, но и часто, ничего не знает об их существовании. Поэтому начинать кататься вне трасс, однозначно рекомендую только с хорошим гидом, который постарается научить и поделиться знаниями и опытом. Ну и катание по неподготовленным склонам со "сложным" снегом имеет свои особенности и хитрости, как в технике, так и в тактике, и работа гида в т.ч. научить и этому. Мы не занимемся обучением катанием с НУЛЯ, но всегда стараемся подсказать и постараться"поправить" технику катания.
«Я хочу кататься, а у нас - лавинные занятия! Почему мы тратим на них столько времени?»
По моему глубокому убеждению, фрирайд – это не просто про фан и покатушки. Люди, выходящие за пределы маркированных трасс, должны отдавать себе отчет, что занимаются опасным спортом. И этот спорт – командный. Базовое правило - если есть склон и на склоне снег, значит, есть лавинная опасность. Единственный верный способ выжить в лавине – это в нее не попадать. А единственный прибор, защищающий от попадания в лавину - собственная голова. И да, гид сделает все, чтобы маршрут был безопасным, но гид – не Бог. И главное, своевременную помощь попавшему в лавину может оказать только своя группа. Любая внешняя помощь приходит слишком поздно, почти всегда. Поэтому каждый фрирайдер должен осознавать риски, и обладать навыками проведения поисково-спасательных работ. И вы можете быть уверены, что катаясь в других горах с участниками наших школ - вы катаетесь с людьми имеющими не нулевой уровень знаний о лавинах и навыки, как катания по лавиноопасным склонам, так и спасательных работ в лавинах. Выбор коллектива для совместного катания несколько упрощается)
«Ну а скитур-то зачем? Я хочу кататься, а тут большая часть времени уходит на подъем!» Чем популярнее становится фрирайд, тем жестче конкуренция за снег, и тем быстрее он заканчивается в зоне курорта. И честно говоря, тем меньше катание вблизи канатки похоже на фрирайд. А расширение зоны катания - или хели-ски, или скитур. Вещи малосравнимые, но скитур – на порядок бюджетнее и проще попробовать, поэтому – почему бы нет? Мы стараемся открыть мир скитура для участников наших Школ фрирайда, и сделать 1-2 скитурных выхода за программу. Осторожно – затягивает! Снаряжение для скитура стало доступно в прокате. Плюс выходы на скитуре позволяют в полной мере отработать и проверить все ранее изученные навыки и знания.
Что меня безусловно радует - участники наших начинающих фрирайдных и скитурных программ, несмотря на множество вопросов, и часто – несовпадение ожиданий от «фрирайда» и реальности, почти всегда возвращаются еще! Потому что горы, свобода и хорошая компания – это круто!
До встречи в горах!
Наши школы фрирайда в сезоне 2023-24: