Этот Видеоучебник мы сделали вместе с Анной Ханкевич по заказу и поддержке магазина и Клуба путешественников Спорт -Марафон.
С момента сьемок прошло уже довольно много времени и я постараюсь в комментариях к видео добавить актуальную информацию.
Основные вопросы и дискуссию, после выхода данного видео, вызвала рекомендация "никогда не использовать темляки на палках. Постараюсь объяснить, что мы имели в виду.
Использование темляков имеет несколько очевидных плюсов и множество неочевидных минусов и опасностей.
Сначала о плюсах.
Палку удобнее и проще держать, можно расслабить кисть и меньше тратить на это энергии. Руки при этом меньше устают и меньше мерзнут. Можно приложить больше усилия к палке и толкаться сильнее. Сложнее потерять или выронить палку. Можно использовать палки в более широком диапазоне углов - т.к. палка может перемещаться независимо от кисти. Все эти плюсы становятся особенно значимыми при передвижению в стиле кросс кантри - т.е. беговых лыж. И хотя передвижение по плоскому и встречается в скитуре, но точно не является его главной частью и смыслом.
А теперь минусы и опасности.
Лавины.
При попадании в лавину палки, пристегнутые темляками к рукам могут стать не только причиной травм, но и смерти. Палки мешают скитуристу бороться за свою жизнь при движении лавины. При остановке лавины палки мешают закрыть лицо руками и создать "карман" для дыхания, а по статистике пострадавшие в лавинах, создавшие "карман" для дыхания имеют гораздо более высокие шансы на выживание.
Лес.
При катании по лесу и/или склонам с кустами палки часто застревают между ветками. И если у вам не надет темляк, то придется остановиться и вернуться за палкой. А если темляк надет - то возможны разнообразные в том числе и тяжелые последствия. Начиная от травмы верхних конечностей при сильном рывке за руку и продолжая возможными травмами от удара о деревья и/или рельеф, вызванными потерей контроля за скоростью и траекторией движения вызванного рывком за палку.
Крутые склоны.
На крутых и тем более жестких крутых склонах палки становятся не только дополнительной точкой опоры, но и средством самозадержания. При падении и начале неконтролируемого движения вниз по склону палками можно достаточно эффективно "зарубиться". Но данный технический прием возможен только если руки не продеты в темляки! При самозадержании палки надо перехватить максимально близко к кольцам.
Важно! Самозадержание палками возможно только на снегу и никак не работает на льду. На льду и очень жестком снегу - необходимо для страховки использовать ледоруб.
Падения.
При динамичных падениях,, в том числе и в глубоком снегу, палки "привязанные" к рукам создают дополнительные риски получения травм и сложности при откапывании из глубокого снега.
Движение траверсом.
Как и показано в видеоучебнике при движении траверсом правильно, удобно и экономично перехватывать палку , расположенную выше по склону
ниже ручки - ближе к снегу. Чтобы не поднимать руку высоко и не перекашивать плечи.
Итого.
Когда я осознал, что абсолютное большинство времени, что я провожу с палками в руках использование темляков несет очевидную опасность - то я перестал ими пользоваться. Но возникла следующая проблема - я начал терять палки - так как осталась привычка, что палки "привязаны" к рукам. и я пошел дальше и удалил темляки с палок... И перестал терять палки...
Во вторых хотелось остановиться на технике движения "в лоб" по крутому склоны.
Это вынужденная техника - в абсолютном большинстве случаем идти круче 18 градусов и использовать подпятники не стоит. 18 градусов это угол тропы при котором эффективность подъема максимальна. Использование подпятников значительно укорачивает длину шага и снижает эффективность передвижения.
Подпятники принято использовать только когда нет возможности двигаться траверсами - по крутым узким кулуарам или гребням, это всегда вынужденное решение.
Но иногда надо подняться на локальный крутой склон или ступеньку. как сказала в видео Аня - основная ошибка - наклоняться вперед. Нужно наоборот стараться держать тело вертикально и загружать центр и пятки лыж. Это связано с конструкцией современных фрирайдных и скитурных лыж - длинный мягкий носок с развитым рокером и короткая и гораздо более жесткая пятка лыжи. И загружая носок лыжи, как учили многих горнолыжников, сцепление камуса со снегом уменьшается и происходит проскальзывание.