Для комфортного катания в этом районе следует особое внимание обратить на несколько самых важных вещей.
Одежда для скитура
За время нашего прошлогоднего путешествия в ноябре-декабре температура менялась от +2 до -32 градусов.
Понятно, что +2 - это скорее аномалия, чем норма для этого района, но и к такой ситуации - очень много мокрого снега, что требует хорошей мембранной одежды, дабы не промокнуть до нитки сразу, стоит быть готовым. А при нередких сильных морозах напротив, стоит задуматься, что вы будете надевать на себя, дабы не окоченеть. А еще, как всегда в горах, надо быть готовым резким изменениям температурного баланса - раздеваться при движении в гору и тепло одеваться на отдыхе, транзишенах и спусках, помнить, что температуры могут сильно отличаться на освещенных солнцем и теневых склонах.
Идеальной одеждой для скитура при любой погоде является многослойная одежда, где в утепляющем слое используются современные синтетические утеплители – они легки, компактны, не стесняют движения и в отличии от пуха лучше переносят высокую влажность или намокание от влаги в процессе подъема в гору.
Я использую следующий набор одежды.
- Тонкое, плотно облегающее термобелье из синтетических материалов - надеваю всегда.
- Теплое термобелье из материала типа Power Stretch. Мой любимый вариант - рубашка с высоким воротом. Рубашку надеваю практически при любой погоде, штаны только при холодной погоде, для утепления.
- На ноги больше ничего утепляющего не надеваю – далее брюки из материала Soft Shell или мембранные, в зависимости от погоды.
- Куртки:
При температуре до -5-7 градусов – поверх теплого термобелья надеваю ветрозащитную куртку. В сильный мороз для защиты от ветра я часто использую легкую куртку из материала soft shell. Одежда из этого материала легче, лучше дышит, особенно на морозе, и меньше стесняет движения, чем одежда из мембранных материалов.
Хотя есть и исключения – в прошлом году я тестировал новинку от Arc'teryx куртку Cassiar из материала, совместившего в себе эластичность, прекрасные дышащие свойства, высокую водонепроницаемость и влагозащищенность. А так же характерную для всего снаряжения Arc'teryx износостойкость. Единственный минус - относительно высокий вес, но для скитура и фрирайда это не критично. А в целом, куртка оказалась приятным сюрпризом – первая мембранная куртка в моей практике, которая реально хорошо работала в мороз!
- Если на улице холоднее, а также на отдыхе, и на спуске приходится утепляться. Всегда беру с собой пару теплых вещей: легкую куртку Атом LT от Arc'teryx и более теплую Atom AR Hoody с капюшоном. Комбинируя эти куртки с ветрозащитной курткой, я обеспечиваю комфорт при температуре до -30.
- Еще одну Atom AR Hoody кладу в рюкзак в качестве аварийной теплой вещи.
- Для длинных вечеров, походов за дровами и в баню – я вожу с собой легкую пуховку. Живя в домике в лесу, иногда приятно накинуть пуховку прямо на футболку и выйти на улицу, не боясь замерзнуть. Т.к. я не беру пуховку на выходы, то она всегда сухая и теплая.
Важная и сложная часть снаряжения – перчатки.
Во время скитурных выходов приходится много работать руками – клеить и переклеивать камуса, очищать крепления и лыжи от снега и т.д. Поэтому я и ношу с собой минимум 3 пары. Тонкие перчатки для движения в гору, утепленные перчатки с мембраной для спусков и холодной погоды, и супертеплые варежки для самой холодной погоды, аварийных ситуаций и для того, чтобы согреться, если вдруг пришлось работать голыми руками.
По моему убеждению, пуховые вещи и особенно пуховые перчатки не совсем подходят для скитура, – они слишком быстро накапливают влагу и теряют греющие свойства.
Носки и ботинки.
Сноубордистам повезло – даже легкие современные ботинки для сноуборда отличаются достаточной толщиной и теплотой, а вот лыжникам сложнее – борьба за граммы веса и спусковые качества привела к тому, что производители сильно экономят именно на внутреннем ботинке, делая их все тоньше и тоньше. Увы, несмотря на рекламу, физику не обмануть не удается, поэтому теплый носок и стельки с подогревом - это крайне рекомендованное снаряжение.
Кстати, одним из вариантов решения проблемы холодных ботинок является использование кастомных внутреников для ботинок, они не только позволяют точно подогнать ботинок по ноге, но и значительно теплее большинства стандартных.
Снаряд для катания и движения в гору.
Минимальная ширина талии лыжи для катания по легкому снегу 105-110 мм, комфортная длина лыж 180-190 сантиметров. Сноуборды (сплитборды) также должны иметь увеличенную длину и площадь. Такое снаряжение позволяет ехать в нормальной стойке, не отсаживаясь назад или на заднюю ногу.
Для подъема в гору идеально использование скитурных лыж, ботинок и креплений или сплитборда. Передвижение на снегоступах в снегах Лужбы требует огромных усилий и занимает чудовищно много времени. Плюс снегоступщики, двигаясь по скитурной тропе, портят ее, причем часто до такого состояния, что подъем по ней в скитуре становится невозможен.
Камус
Сложным является и выбор камуса для Лужбы. Обычный катальный день - это 3-4, а иногда и 5 переклеек камуса в условиях высокой влажности и/или низких температур. В таких условиях надежность клея на камусе - очень важный фактор. Клей должен быть свежим, и обращаться с камусом надо очень аккуратно. При переклейках необходимо очищать камус и защищать клей от попадания снега.
Если камус плохо приклеивается из-за мороза, то на спуске убираем камус не в рюкзак, а под одежду за пазуху, тогда клей не замерзнет и будет лучше работать в следующий раз. Если камус совсем потерял способность клеиться, то используем резиновые или текстильные стрепы для его фиксации, а в крайнем случае - армированный скотч.
Отлично показали себя камуса фирм G3, Black Diamond, Kohla. Пока не получилось провести полномасштабное тестирование, но первое и очень приятное впечатление произвел камус Contur с новой технологией гибридного клея.
В этом году компания Kohla произвела камус специально для условий Сибири с клеем, который должен лучше работать при низких температурах. Новости обнадеживающие – будем тестировать, ждите обзора!