Узлы не для альпинизма.
В первой и второй частях статья мы обсудили базовый и расширенные наборы узлов, применяемых в альпинизме. В этой части мы поговорим об узлах, которые применяются в горах, но не для восхождений, а для проведения спасательных работ.
Огромная благодарность фирме Венто и Илье Гладкому за предоставленные рисунки.
Спасательные работы делятся на три группы: спасательные работы подручными средствами, профессиональные спасательные работы и соревнования по спасательным работам.
Соревнования по спасательным работам и применяемые в них технические приемы очень далеки от реальности, и мы оставим эту тему для участников и судей этих соревнований.
Профессиональные спасательные работы подразумевают применение специального снаряжения, которого никогда не будет у обычных альпинистов, хотя бы из-за его веса и стоимости, и которого пока нет даже у спасателей в России. Для этих работ разработаны и опробованы на практике множество специальных узлов и технических приемов.
Спасательные работы подручными средствами проводятся с использованием стандартного и очень небольшого набора обычного альпинистского снаряжения. Но для решения специфических задач, возникающих при проведении спасательных работ, настоятельно рекомендуется изучить несколько специальных узлов и техник.
Узел Двойной UIAA (монстр UIAA).
Этот узел обязателен при работе с тяжелым (более 100 кг) грузом, он обеспечивает очень высокое трение и снижает нагрузку на спасателя при спуске или страховке тяжелого груза.
Испытания, проведенные спасателями в Северной Америке, показали, что при страховке с помощью стандартных альпинистских устройств (восьмерка, шайба Штихта, АТС, узел UIAA и т.д.) тяжелого груза и отказе грузовой веревки с очень высокой вероятностью страхующему не удается удержать груз от падения на землю.
Данный узел может очень помочь при спуске пострадавшего с использованием современных тонких веревок, особенно если веревки мокрые, скользкие, или если спасатель устал.
Из плюсов данного узла можно отметить то, что он практически не «крутит» веревку, и простоту перехода от узла UIAA к узлу Двойной UIAA и обратно.
От узла UIAA этот узел отличается тем, что он не «перекидывается» при изменении направления движения. Его необходимо завязывать с учетом направления выбирания или выдачи веревки и перевязывать при смене направления.
Для удобства завязывания узла нужно контролировать, чтобы после завязывания половины узла (узла UIAA), свободный конец выходил ближе к спинке карабина, а не к защелке. В этом случае переход от узла UIAA к узлу двойной UIAA проходит быстро и без необходимости продевать всю веревку через узел.
Тандем прусик.
Эта система из двух схватывающих узлов также нашла свое основное применение при страховке тяжелого груза. Её рекомендовано использовать при натяжении подвесных веревочных дорог (переправ) и страховке людей и грузов на этих дорогах.
При задержании срыва груза 200кг с фактором 0,3 по стандарту BCCTR страховка системой «тандем прусик» создает нагрузку на станцию в пределах 7.5 - 9.5кН.
Протравливание страховочной веревки через узлы находится в пределах 30 – 60см.
В процессе удержания срыва прусики оплавляются, но, как правило, незначительно.
В случае сильного оплавления прусиков для продолжения работы по страховке их необходимо заменить. Также возможны небольшие следы оплавления на оплетке веревки. Однако, как показали сотни испытаний, ни разрушения оплетки, ни потери прочности веревки при этом не происходит, и веревка может работать дальше.
При натягивании переправ тандем прусик также ограничивает максимальную нагрузку в системе величиной 7-8 кН и гарантирует высокую надежность системы, подстраховывая ее от разрушения.
Для того, чтобы система Тандем прусик правильно работала надо следовать следующим правилам. Петли для схватывающих узлов завязаны углом грейпвайн, свободные концы длинной равной не менее 6 диаметрам используемого репшнура (~50 мм). Схватывающие узлы – прусик в три оборота. Расстояние между схватывающими узлами 10-12 см (ширина ладони).
При использовании системы Тандем прусик для страховки она крепится к станции с помощью узла Радиум (см. ниже).
Критически важным является положение рук спасателя при использовании Тандем прусика для страховки. Необходимо держать оба схватывающих узла в руке ПЕРПЕНДИКУЛЯРНО направлению рывка, при этом в момент рывка узлы вырвет из руки спасателя, и они правильно сработают. При этом важно, чтобы большой палец руки, контролирующей схватывающие узлы, не обхватывал их полностью. Если удерживать узлы в иной позиции, то возможно возникновение «панического эффекта» - спасатель зажмет узлы в руке, что не даст им сработать и может привести к их оплавлению и разрушению системы.
Узел Радиум (Radium Release Hitch).
Узел Радиум – это вариант организации плавающей точки, по функциональности аналогичный узлу Мунтера-мула, но рассчитанный на работу с гораздо большим грузом. Узел Радиум позволяет получить разницу в усилиях от 30 до 45 раз, что позволяет безопасно управлять грузом до 1000 кг и узел остается работоспособным при любых возможных нагрузках.
Узел состоит из мини полиспаста с теоретическим выигрышем 1:3 и узла UIAA, система заблокирована узлом мула, на свободном конце завязан узел восьмерка, который пристрахован к станции. Стартовый узел мини полиспаста крепится к нижнему карабину. Расстояние между карабинами после завязывания узла должно быть около 10 см.
Профессиональные спасатели для узла Радиум используют репшнур диаметром 8 мм и длинной 10 метров. В качестве подручных средств можно использовать репшнур диаметром 7 мм. При длине репшнура 10 метров с помощью узла Радиум можно опустить груз на глубину до 3-х метров.
Парсел Прусик.
Фантастически многофункциональная система, используемая во множестве вариантов. Обеспечивает точную регулировку в любых условиях:
- Динамическая, регулируемая самостраховка
- Система подвески для спуска пострадавшего с сопровождающим
- «Паук» для подвески носилок
- Регулируемая «педаль»
- Регулировка длинны оттяжек для палаток и многое другое
Самостраховка Парсел прусик показала при испытаниях лучшие характеристики по надежности и нагрузке на сорвавшегося. Длина такой самостраховки может регулироваться в очень широких пределах.
При спуске пострадавшего с сопровождающим Парсел прусик позволяет организовать регулируемую по длине подвеску для спасателя и дает ему возможность во время спуска изменять взаимное расположение с пострадавшим в зависимости от условий и рельефа.
Парсел прусик для страховки завязывается из репшнура диаметром 7-8 мм и длиной 3-5 метров.
Узел перекрещенный булинь с длинными свободными концами.
Этот узел применяется также для организации подвески пострадавшего и сопровождающего или сопровождающего и акья или нескольких сопровождающих и акьи.
Провязывание одного узла булинь через петлю другого обеспечивает подстраховку и снижает просадку системы и рывок на нее в случае обрыва одной из веревок.
Получившаяся двойная петля используется для крепления «паука» акьи и регулируемой самостраховки сопровождающего.
Контрольные узлы не вяжутся – их роль выполняют длинные свободные концы, которые закреплены на спасателе и пострадавшем.
Узлы Направленная восьмерка и Направленный булинь.
Эти узлы применяются для закрепления тяжелого груза к середине веревке. Узел направленный булинь легче развязывается, роль контрольного узла выполняет длинный свободный конец, который закреплен на спасателе или пострадавшем.
«Вишенка».
Это скорее не узел, а технический прием, который может пригодится во множестве ситуаций.
Представьте – спасатель спускается по веревке на спусковом устройстве со страховкой схватывающим узлом и верхней страховкой или спасателя спускают на веревке также с верхней страховкой. Он подходит к пострадавшему и понимает, что его позиция не стабильна (плохая станция, перебитая веревка и т.д.) и его надо срочно пристраховать. Использование для этого самостраховки возможно, но очень неудобно – лучше использовать следующий способ.
Спасатель зависает на спусковой/грузовой веревке и просит выдать ему 2 метра слабины на страховочной, примерно в 1 метре выше себя спасатель завязывает узел проводник с длинной петлей, к этой петле и пристраховывается пострадавший.