Воспоминания о зиме или в предчувствии нового снега. Приэльбрусье.

Воспоминания о зиме или в предчувствии нового снега. Приэльбрусье.

 

Почти всю зиму 2014-2015 мы провели в путешествиях, времени на написание отчетов и даже на разбор фотографий не находилось совсем. Сейчас уже осень и писать отчеты точно поздно. Поэтому это будет не столько сочинение на тему «Как я провел зиму», а скорее воспоминания и небольшие зарисовки из мест, в которые хочется вернуться, с полезным бонусом в виде кратких описаний маршрутов и советов по логистике.

А так же приглашаю всех на наши фрирайдные программы сезона 2015-2016!

Внимание! Катание вне трасс ОПАСНО! Комплект лавинного снаряжения (датчик, зонд, лопата), аптечка первой помощи и навыки их использования, равно как и навыки ориентирования в т.ч. в условиях ограниченной видимости, обязательны! Катание по ледникам требует дополнительно наличия альпинистского снаряжения и умения проводить спасательные работы в ледниковых трещинах.

За эту зиму мы трижды посетили Приэльбрусье, где провели 4 очень насыщенных курса, два курса прошли в Гудаури и один в Хибинах. Выездные курсы чередовались с лекциями и занятиями в Москве – лавинные курсы, курсы Первой помощи, курс «альпинизм для фрирайдеров» и т.д.

Чтобы не перегружать читателей, воспоминания будут разбиты на несколько частей по районам.

Глава первая. Приэльбрусье.

Новый год.

Зимний сезон начался 31 декабря с катания по «домашней» для меня горы Чегет в рамках курса «Введение во фрирайд».

Снега было фантастически много для этого времени года, каждый день на склоны ложились очередные 30-40 см. Но и лавинная опасность тоже была очень велика - линии отрыва и трещины были видны по всем склонам и всем экспозициям.

Более-менее безопасными оставались только ближние - средние юга Чегета и Эльбрус (вдоль трасс).

А потом у нас и вовсе был настоящий праздник фрирайдера – 6 января был ПАУДЕР! Снег ВАЛИЛ! Валил не в «Терскольском», а в каком-то «Полянском» стиле. В течении дня 1,5 метра легчайшего пуха при полном безветрии. Катались вдоль опор канатки на Чегете, но следов не было – их начисто засыпало за 15 минут. С точки зрения снега, это точно был лучший день в сезоне!

Была и обратная сторона у этого праздника - за новогодние праздники в Приэльбрусье случилось 7 лавинных инцидентов, в лавины попали 11 человек. Благодаря невероятному везению и уникальным кондициям снега, среди них не было ни одного серьезно пострадавшего, все обошлось потерянными лыжами.

Многие красивые и интересные маршруты оказались недоступны в этих условиях, но все равно введение во фрирайд удалось! К тому же, было многократно отработано катание в условиях высокой лавинной опасности, и никого не пришлось убеждать в необходимости тренировок спасательных работ в лавинах.

Отличным завершением курса стал выход в долину Адыл-су к озеру Башкара и Башкаринскому леднику.

Маршрут в Google Earth

Этот маршрут очень красив, технически не сложен, и, что самое главное, безопасен и проходим в условиях недостаточной видимости и высокой лавинной опасности (как у нас и было). А еще эти места очень малопосещаемы зимой, и это отличная возможность вырваться с курорта и почувствовать себя в настоящих горах.

Краткое описание: автотранспортом в долину Адыл-су по направлению к А\л Джантуган до конца дороги. У КСП Шхельда – пограничный пост, где потребуется предъявить паспорт и пропуск в пограничную зону. Пропуска необходимо заказывать заранее - по ссылке http://www.fsb.ru/fsb/gosuslugi/detail.htm%21id%3D48%40fsbService%26agrp%3D10436606.html .

Далее вверх по дороге, пройти через территорию А\л Джантуган, перейти через ручей и двигаться вверх по долине по старой грунтовой дороге. В месте, где дорога начинает подниматься серпантином по левому (по ходу движения) склону – уходим с дороги и двигаемся вдоль русла реки Адыл-су.

Внимание! Движение по дороге и далее по «летней тропе» зимой опасно – с левого склона сходят лавины, даже если он выглядит бесснежным.

Подойдя к концевой и боковой морене ледника Башкара двигаться забирая вправо, поднимаясь на концевую морену по центру долины. После подъема на морену открывается вид на озеро и язык ледника Башкара – до них 500-700 метров горизонтальной поверхности.

Подъем занимает 2-3 часа, в зависимости от количества снега, уровня и снаряжения группы. Снегоступы и/или скитурное снаряжение – обязательны. Набор высоты 270 метров. Дистанция около 3000 метров.

По пути и от озера открываются виды на основные вершины района: Вма-тау, Трапеция, Гумачи, Джантуган, Башкара, Улукара, чегет кара, Гермогенова, Вольная Испания, Бжедух.

Обратный путь – по пути подъема занимает от 30 минут до 1 часа.

Фотографии. С. Веденин, Мила Галковская, Сергей Медведев, Любовь Веденина.

Март.

В марте прошли два курса подряд – Школа фрирайда и Лавинный курс.

Вроде бы тот же район, но прошло два месяца, и сколько отличий! Отличная погода и видимость, невероятно стабильный, но жесткий и раскатанный снег.

Традиционно раскатывали внетрассовые спуски Чегета и Эльбруса. Сходили в скитур в долину Когутай, отработали технику спасательных работ в ледовых трещинах и покатали Эльбрусские ледники.

Отработаны спасательные работы в лавинах – индивидуально и в составе группы, организация носилок и волокуш, организация бивуаков с помощью подручных средств и многое другое.

Лекции и разборы занятий занимали почти все вечера.

Но свежего снега, не смотря на прогноз, мы в этот раз так и не увидели.

Несколько фрирайдных и скитурных маршрутов Приэльбрусья.

Скитур в долину Когутай.

Маршрут в Google Earth

Маршрут начинается с Чегетской поляны вверх вдоль реки Донгуз –орун.

Примерно через 400 метров – перейти реку по камням на другой берег и двигаться в направлении узкого кулуара, ведущего из долины Когутай в сторону Чегетской поляны.

Начало подъема по кулуару, далее уйти направо (по ходу движения) в лес и продолжать движение траверсом вправо до широких лавинных прочесов. По ним вверх до большого выполаживания.

От выполаживания можно идти несколькими маршрутами – левый самый пологий и безопасный, правый самый короткий и крутой, на схема нарисован средний вариант – он достаточно безопасен и интересен.

Далее выход на огромное поле и по нему вверх и влево через моренный гребень, движение продолжается по характерному ребру в центре долины.

У это маршрута есть несколько вариантов в верхней части, но уклоны на всех вариантах значительные и надо очень внимательно отнестись к оценке стабильности снежного покрова.

Перепад высоты 800-1200 метров, длинна маршрута 3000-5000 метров. Время на подъем 3-5 часов. Спуск в верхней части по пути подъема, в нижней лучше забирать левее (по ходу движения) по лавинным прочесам с выездом на дорогу вдоль реки Донгуз-орун.

Фрирайд в ущелье Гарабаши.

Маршрут в Google Earth

Маршрут начинается от станции канатной дороги Гарабаши (Бочки).

Ехать вниз левее (по ходу) скальной гряды вдоль ледника. С осторожностью проезжать крутые сбросы – восточные (правые по ходу склоны) лавиноопасны, рекомендованный порядок движения «по одному». 

 

Далее по моренным гребням вдоль ледника с уходом влево в широкий кулуар в ограниченное вертикальными скалами ущелье. Возможен заход в ущелье сверху через узкий кулуар, но он гораздо сложнее и лавиноопаснее.

По ущелью в его первой половине – до левого поворота можно ехать по любой стороне, на повороте нужно перейти на правый берег и следовать по нему вдоль скал. Контролируйте скорость – дорога узкая и местами возможно образование льда. В нижней части ущелья на маршруте возможны камнепады с правой стены и камни под снегом.

Маршрут заканчивается на дороге 300 метрами ниже поляны Азау около учебного бугеля.

Длина маршрута более 5000 метров. Перепад маршрута 1500 метров.

Фрирайд по леднику Большой Азау!

Маршрут в Google Earth

Маршрут начинается от конца левой (по ходу вниз) скальной гряды. От станции Мир или Гарабаши подъем на ратраке.

Начало спуска между скальными грядами с последующим уходом вправо через правую гряду на ледовые поля.

По полям, выбирая участки с уклоном и без трещин вниз. Примерно в 500 метрах выще станции Мир забираем вправо в обход ледовых сбросов к озеру. От озера вдоль края ледника по моренным гребням вниз и влево. Переехать скальную гряду и спуститься на трассу Мир-кругозор.

В условиях плохой видимости ориентирование на маршруте проблематично.

Есть несколько выполаживаний, которые представляют сложности, особенно для сноубордистов.

Длина маршрута более 6500 метров. Перепад маршрута 1400 метров.

Следующей зимой мы обязательно вернемся в Приэльбрусье. Приглашаем всех на наши фрирайдные программы!

Фотографии. С. Веденин, Сергей Шашков, Антон Жиленко, Виктория Петрив, Сергей Медведев.

  • Tinkoff
  • Visa
  • Master
 
Back to top