В предыдущей статье мы поговорили о лавинном снаряжении, сегодня - кратко пройдемся по катальному снаряжению, необходимому для выхода за пределы трасс.
Итак, наши программы предполагают катание вне подготовленных трасс и по целине. Конечно, можно пытаться пробовать делать это на обычных лыжах и сноубордах для подготовленных трас, но лучше позаботиться о прокате или покупке моделей, сделанных специально для фрирайда.
Существует масса рекомендаций по выбору лыж и сноубордов для фрирайда. Ниже изложены лишь некоторые рекомендации на основе личного опыта, и они, безусловно, не претендуют на универсальность и «полное раскрытие темы».
Выбор снарядов для внетрассового катания очень широк: под разный снег, под разную манеру катания, легкие, более ориентированные на хождение вверх и другие варианты.
Теоретически, хорошо иметь несколько снарядов под разные условия, но по факту – первые фрирайдные лыжи/сноуборд всегда будут компромиссным решением.
Но одно нужно решить сразу - что вам интереснее: чистый фрирайд с канатных дорог, снегоходов, вертолетов или скитур.
Если Вы собираетесь в основном кататься с канатки, то вам не нужны крепления с возможностью ходьбы и вес лыжи не является значимым преимуществом. Более важна стабильность лыжи на различном покрытии. При необходимости пройти несколько сотен метров это придется делать пешком или в снегоступах.
Если Вам интересен скитур и Вы планируете много ходить, то придется выбирать среди достаточно легких лыж и креплений с функцией ходьбы. Но легкие лыжи - это всегда компромисс, и они не отличаются выдающимися ездовыми характеристиками.
Дальнейшие рекомендации – относительно универсальны.
Выбор лыж / сноубордов для фрирайда.
Ширина в талии 95-105 мм, длина = Рост или Рост+10. Более длинные лыжи устойчивей на скорости и на сложной поверхности, короткие легче управляются. Лыжи с талией шире 105 мм необходимы при катании по «бездонному паудеру», который, увы, встречается в год 1-2 раза, если только Вы не покупаете лыжи специально для многоснежных районов. Ширина талии 95-105 и увеличенная длина позволяет лыжам «всплывать в целине» и делает катание менее затратным физически и менее требовательным к уровню техники. Наличие переднего рокера (увеличенный загиб носка лыжи) улучшает как «всплывание» лыжи, так и ее управляемость, особенно в тяжелом и сложном снегу. Лыжи конструкции фулл рокер – с отсутствием весового прогиба или обратным весовым прогибом, - это снаряды «заточенные» под целину и только под целину, лыжи такой конструкции не стабильны и сложно управляются на жесткой и/или обледенелом склоне. Да и идти скитур в них не очень удобно – небольшая поверхность контакта снижает возможность идти круто вверх по склону.
Для сноубордов рекомендации те же – немного увеличенная, относительно привычной доски длина, но не гонитесь за большой шириной доски. Широкие доски обязательны для райдеров с большим размером ноги, а во всех остальных случаях лишняя ширина снижает скорость перекантовки и повышает ее трудоемкость.
Более подробный разбор вопросов выбора лыж и сноуборда — это тема отдельного разговора.
Крепления. Скитур или обычные?
Для программы "Введение во фрирайд" можно использовать обычные горнолыжные крепления и ботинки. Для беккантри выходов в этом случае придется использовать адаптеры, снегоступы или брать скитурное снаряжение в прокате. Движение в адаптерах возможно только по не сложному рельефу, а движение в снегоступах возможно везде, но снегоступы предъявляют высокие требования к физической форме.
Если вы собираетесь покупать именно скитурные крепления то обратите внимание на модели Tech (TLT) - G3 ION, Diamir Vipec 12, Dynafit Radical и аналогичные. Для этих крепления правда придется купить и специальные ботинки, но оно того стоит – минимальный вес и комфорт при хождении обеспечены.
Если же Вы - очень тяжелый или агрессивный лыжник, то, возможно, стоит обратить внимание на крепления с платформой.
Камус.
Если вы выберете скитурные крепления, то покупка камуса также станет обязательной– подробнее о камусе расскажем в следующей статье, посвященной скитурному снаряжению.
Ботинки.
Сноубордисты используют обычные ботинки, предпочтение следует отдать более жестким ботинкам, с лучшей фиксацией, в том числе специально разработанным для фрирайда.
Лыжники также могут использовать привычные ботинки, но для беккантри выходов лучше подойдут ботинки для скитура или хотя бы ботинки с переключением ходьба-катание.
Лыжные/трекинговые палки.
Лыжники могут использовать обычные лыжные палки, но стоит позаботиться о больших и надежно закрепленных кольцах, с которыми значительно удобнее ходить по глубокому снегу.
Если выбирать телескопические модели, то почти идеальный выбор — это алюминиевые двухколенные палки. Важной особенностью палок для скитура является наличие удлинённой рукоятки – за которую удобно держаться при движении траверсом по склону.
Для сноубордистов более удобны трехколенные варианты палок – они более компактны и лучше пакуются в рюкзак.
Палки с системой крепления с помощью внутреннего кабеля больше подходят сноубордистам.
Изменение длины для телескопических палок должно осуществляться с помощью эксцентрикового зажима. Вариант с цанговым креплением ненадежно работает при низких температурах и в снегу.
Рюкзак.
Рекомендуемый объем рюкзака 25-30 литров. Это компромисс между вместимостью и минимальными размерами. Наличие крепления для переноски вашего снаряда и поясного ремня – обязательны.
На мой взгляд удобнее и надежнее рюкзаки которые закрываются с помощью затяжки и клапана, а не на молнии. Застежка молния не позволяет «набить рюкзак до звона», а при попытке сделать это часто отказывает.
Для сноубордистов удобны рюкзаки с дополнительным входом со стороны спинки или сбоку, из них получается достать нужную вещь даже при навешенном на лицевую панель сноубордом.
Маска и очки.
При движении пешком вверх удобнее и комфортнее пользоваться очками, а не маской для катания. Очки меньше запотевают, и даже если они всё-таки запотели и намокли – их значительно проще протереть и привести в рабочее состояние. Для плохой погоды и «плоского освещения» лучше всего подходят очки и маски желтого, оранжевого или розового цвета – они повышают контрастность и улучшают «чтение рельефа».
Маска должна быть совместима с вашей каской, подходить вам по размеру и иметь двойное стекло, все остальное относится скорее к дизайну. Угол обзора отличается у разных масок, но это не очень важно – так как при катании зрение тунелезируется.
Наличие в рюкзаке запасной маски и/или запасных очков это правильны выбор! Если маска упала в снег, намокла и/или замерзла – то часто ее просто невозможно очистить и привести в рабочее состояние до попадания в теплое помещение.
Выбор степени затемнения очков или маски 1-2-3-4 зависит от чувствительности ваших глаз к солнечному свету. Я чаше всего использую очки и маски со степенью затемнения 2 или 3 (реже). Важно понимать, что категория (степень затемнения) не описывает насколько очки защищают ваши глаза от ультрафиолета (все очки осекают 100% вредного излучения) это именно степень снижения потока видимого света.
Одежда.
По одежде тоже будет отдельный материал, поэтому тут – кратко. Одежда должна быть многослойной, так чтобы было легко подстроиться под разную погоду и под движение вверх или вниз. Важно иметь запасные перчатки и теплые варежки, а так же запасную теплую вещь в рюкзаке.