Проблема выбора камуса (клей, материал, крепления, длина, ширина и т.д.) вызывают бурные и ожесточенные дискуссии.
Не претендуя на истину в последней инстанции, поделюсь собственным опытом.
Клей.
Клей - самая важная часть камуса и самая ненадежная, при неправильном использовании или ненадлежащем уходе клей может прийти в негодность за несколько дней или даже часов.
Глобально, есть всего два варианта: обычный клей и, так называемые, гибридные или бесклеевые, вакуумные камуса.
На гибридных камусах я отходил весь прошлый сезон, кроме программ в Сибири, и у меня сложилось мнение, что они отлично подходят для скитура в больших горах и в весеннее время. Одна, максимум две переклейки в день, и около нулевые или плюсовые температуры. В этих условиях все ок.
А вот при катании в Сибири (Лужба, Мамай, Шерегеш и т.д.) требования к клею гораздо выше. В особо выдающиеся дни в Лужбе мне приходилось делать до 8 переклеек, и температура падала до -38 градусов. В этих условиях бесклеевые камуса работают не лучшим образом.
По опыту прошлых лет лучше всего в Сибирские морозы показали себя камуса фирм BD и G3. А практически все европейские бренды значительно уступали им по качеству и надежности работы клея. По ощущениям клей у американцев гораздо более липкий. И лучше работает на морозе.
Коллеги из магазина Ледниковый период донесли наши наблюдения до производителя. И выяснилось забавное, оказывается, европейцы умеют, но не делают, клей для холодной погоды. А специально делают клей, который работает в диапазоне от 0 до -10-15 градусов, потому что в Альпах не требуется делать много переклеек на морозе.
А у меня за декабрь было 23 скитурных дня по 5 переклеек в день, то есть я за месяц примерно 115 раз наклеил и отклеил камуса. Для многих, кто скитурит в больших горах это больше, чем получается за один или даже два сезона.
В подтверждение своих слов фирма Kohla произвела небольшую партию камусов с клеем, который должен работать до – 30 градусов. И я с радостью взял их на тест.
Результаты испытаний – за декабрь, январь, февраль и начало марта у меня примерно 50 скитурных дней. Температуры от +2 до -38 градусов, суммарно 120-150 переклеек камусов, и НИКАКИХ проблем с клеем!
И еще про клей.
В зависимости от интенсивности эксплуатации клей на камусе через 2-3 года становится слишком липким и жидким. При переклейках он начинает переходить на скользящую поверхность, что доставляет множество проблем. Налипший клей смывается растворителем, который не всегда под рукой. Да и работа с растворителем на морозе никому не доставляет удовольствия.
Обычно в этой ситуации мы проводили полную замену клея. Этот метод отлично работает, но для него требуются специальные инструменты и материалы.
Другим вариантом решения проблемы, которая возникает из-за насыщения клеевого слоя влагой, является проглаживание клея утюгом через вощеную бумагу или лавсановую пленку. При нагревании лишняя влага выходит, и клей восстанавливает свои свойства.
Материал.
Мохер, нейлон или микс.
Общие принципы известны.
Мохер катит и держит. Но мокнет и быстро изнашивается, что приводит с снижению срока службы. А высокая цена делает его при этом еще дороже.
Нейлон не мокнет, медленно изнашивается и дешев. Но не катит и держит не лучшим образом.
Микс держит и катит почти как мохер, а служит почти как нейлон. Т.е. компромисс.
В прошлом году я чередовал, в зависимости от погоды, мохеровый и миксовый камус. Разница была очень значительная – мохеровый камус и правда значительно экономит силы, особенно при движении по небольшим уклонам или по сложному рельефу, когда надо катить под горку.
Но что интересно - после 75 дней скитура износ камуса не виден невооруженным глазом.
Крепления.
Лучшие крепления носка камуса - это кольцо из тросика или стальной проволоки. Просто, надежно, шансов сломать никаких.
Для очень широких лыж, сплитбордов подходит система с двумя крючками.
Комбинированные системы (метал + пластик) сильно менее надежны. При тропежке в глубоком снегу по лесу, когда носком лыжи иногда упираешься в деревья, у меня дважды такие конструкции ломались.
Для пятки сплитборда или широких лыж удобны крепления типа «бабочка». Лучшие из них - «бабочки» с металлическими крючками. Распространенные пластиковые модели, увы, часто ломаются, особенно при сильных морозах, когда «дубеют» пластик и эластичная лента, крепящая его к камусу.
Для лыж с прямой пяткой отлично подходит множество вариантов одинарных крючков. С ними проблем обычно не бывает, конструкция простая и надежная.
Длина и ширина.
С шириной все обычно просто и понятно – от самого широкого места в носке и до самого широкого места на пятке камус должен быть на 3-4 мм уже лыжи. Так, чтобы из-под камуса не выступала скользящая поверхность, а выступали только канты. Но есть нюанс – если у ваших лыж есть рокер на пятке – то там можно вообще не использовать камус – работать все равно не будет. Камус может заканчиваться через 50-100 мм от начала рокера. И это разумный способ немного экономить вес камуса и его стоимость.
Посмотрим, что будет дальше – скитура в этом году будет еще много!