Наступила весна, а с ней и высокий скитурный сезон! Дни становятся все длиннее, а температура - все более и более комфортной.
Но переменчивая, хоть и приветливая, весенняя погода приносит и свои неприятности любителям скитура. О них и поговорим.
Все проблемы весеннего скитура связаны с многократными изменениями температуры и переходами температуры через ноль.
К обычным весенним переходам от ночных заморозков к плюсовым температурам днем на скитуре добавляются:
- изменения температуры из-за набора или сброса высоты – обычный градиент около 6-7 градусов на 1000 метров перепада
- изменение экспозиции склона - заход в тень или выход на солнечный склон могую привести к изменению температуры на +-10-15 градусов
- появление ветра способно превратить солнечный, теплый весенний день в такой же солнечный, но уже зимний.
Все это провоцирует ряд проблем.
- Резкое похолодание.
Погода и температура весной могут меняться очень быстро, особенно при выходе на перевал или вершину.
Однажды под перевалом Грановского в мае месяце такое резкое похолодание заморозило нас буквально за пару минут. Заморозило до состояния негнущихся пальцев и резкого снижения способностей к умственной деятельности, а поиск теплых перчаток негнущимися пальцами на дне рюкзака, стоя на крутом и опасном склоне оказался очень непростой задачей.
Поэтому всегда стоит иметь под рукой комплект теплой одежды и перчатки/варежки, которые можно будет быстро надеть, не перекапывая весь рюкзак.
- Обмерзание камуса.
При движении по теплому влажному снегу или при переходе ручьев камус намокает. А потом, при похолодании или выходе на более холодный снег, на камус начинает налипать снег. И иногда его налипает так много, что человек не может приподнять лыжу.
Чтобы избежать налипания снега камус еще на заводе обрабатывается специальными водооталкивающим составом, но он довольно быстро стирается.
Решений у проблемы несколько – использование специального аэрозоля, нанесение на камус парафина для скольжения или использование обычной свечки. Третий способ самый простой и быстрый, но действует не долго – 1-2 часа.
- Обмерзание снаряжения.
Теплый снег, налипший на крепления, и особенно на их металлические части, превращается в лед даже при незначительном понижении температуры. На любых моделях креплений образовавшийся лед делает сложным встегивание / выстегивание и регулировку высоты подпятника.
Но есть два момента, которые могут напрямую сказаться на безопасности.
В креплениях TLT снег и лед набиваются и уплотняются в носке крепления – под пружинами. При этом крепеж производит впечатление нормально работающего – пины расходятся, сходятся и удерживают ботинок, но во время движения при небольшой нагрузке происходит выстегивание ботинка. Это происходит из-за того, что пружины не опускаются до концы вниз и не занимают правильную позицию.
Решение проблемы - каждый раз перед встегиванием проверяйте наличие снега и льда под пружинами, при необходимости проведите очистку с помощью лыжной палки или отвертки.
В платформенных креплениях снег и лед налипают снизу платформы, что по началу доставляет просто неудобство – как будто вы все время идете на высоко поднятых подпятниках. Но кроме неудобства есть и опасность – набившийся под платформу снег заставляет работать платформу, особенно близко расположенную к лыже, на излом, что часто приводит к ее поломке.
Решение проблемы - регулярно очищать платформу от налипшего снега, хотя это и трудоемкий процесс.
Альтернативой является использование густой силиконовой смазки – ее наносят на проблемные места и снег и лед туда просто не налипают. Этот способ особенно часто используется сплитбордистами для смазки полозьев современных цельно металлических креплений.
Кроме креплений обмерзанию подвержены и другие элементы снаряжения.
Наиболее опасно обмерзание лавинного зонда и лопаты. Если вы использовали зонд или лопату на занятиях, или лопата перевозится снаружи рюкзака, то очень высок риск того, что на стыках образуются совсем небольшие кусочки льда, и вам не удастся быстро собрать лавинный зонд и лопату в экстренной ситуации.
Решение проблемы - перевозите снаряжение внутри рюкзака, после каждого использования очищайте снаряжение от снега и просушивайте. Использование густой силиконовой смазки также рекомендовано.
- Корка / наст.
Весна — это сезон корки. Наст может образовываться на склоне за несколько минут, как только на снег перестает светить солнце или начинает дуть ветер. На склонах со сложным рельефом наст может образовываться в ложбинах и на участках, защищенных от прямых солнечных лучей, и «хватать» за лыжи неожиданно.
Простого решения этой проблемы, увы, нет. Контроль скорости и многие часы тренировок могут сделать катание по корке приемлемым, но удовольствие от катания скорее всего останется сомнительным.
Иногда удается решить проблему за счет тактики. Если при движении вверх Вы понимаете, что через 20-30 минут солнце уйдет за хребет, и склон покроется коркой, то часто имеет смысл остановиться, не доходя до вершины, и с этого места уехать вниз. Но, к сожалению, такой способ подходит только для маршрутов со спуском по пути подъема.
- Мокрый снег.
Весенний скитур мы, как не странно, любим и за мокрый снег. За ночь вчерашний мокрый снег схватывается становится плотным и слабо лавиноопасным. По нему можно легко и быстро, выйдя из лагеря с рассветом, подняться на гору. А к моменту выхода на перевал или вершину весеннее тепло отогревает верхние 2-3 сантиметра, снег становится мягким, но при этом катит, а лавинная опасность растет совсем не сильно.
Но это идеальный сценарий.
В реальности часто бывает, что ночью снег не встал, и вас ждет восхождение и спуск по глубокому, мягкому и кислому снегу.
Чем это опасно? Во-первых, мокрый снег, если он промочен на большую глубину, и, особенно, до земли или льда, ОЧЕНЬ лавиноопасен! Вода, растекающаяся между кристаллами снега, образует смазку и снижает сцепление между снежинками, между слоями снега и между снегом и подстилающей поверхностью. Лавины из мокрого снега легко вызвать, а их толщина может быть очень велика.
На мокром снегу принимайте уровень лавинной опасности за высокий и выбирайте соответственно маршрут и тактику движения.
Еще одна особенность глубокого мокрого снега – он «не катит». Лыжи могут на ходах «залипнуть» и лыжника швыряет вперед.
Катание в глубокой задней стойке позволяет немного снизить остроту проблемы, но приводит к быстрой усталости и забитости ног. Использование парафинов на плюсовую температуру и ускорителей помогают гораздо лучше. Но ускорителей без парафина хватает только на несколько сот метров спуска.
Желаю всем интересных маршрутов, снега и безаварийных подъемов и спусков!