Старый лавинный датчик. Как проверить его работоспособность и на что обратить внимание.

Старый лавинный датчик. Как проверить его работоспособность и на что обратить внимание.

Итак, у вас есть неновый лавинный датчик. Понятно, что от корректности работы лавинного датчика может зависеть очень многое, и разбираться с глюками прибора во время, не дай Бог, поисковых работ, не хотелось бы. Поэтому перед сезоном неплохо бы проверить, все ли с ним в порядке с вашим прибором.

bipers

 

Первый вопрос, который стоит задать – а насколько он старый?

Если это аналоговый или «аналогово-цифровой» одно антенный прибор, то совет только один: замените его на любой современный! Скорость поиска аналоговыми датчиками существенно ниже, качество передаваемого сигнала часто выходит за границы, определяемые стандартом, из-за чего реальная дистанция обнаружения пострадавшего может быть сильно снижена.

Но что, если у вас есть современный цифровой прибор с несколькими антеннами, который используется уже несколько лет?

 

Производитель как правило гарантирует нормальную работу устройства в течение 3-5 лет. По истечении этого срока датчик, согласно регламенту, должен быть отправлен производителю для проверки, настройки и продления срока эксплуатации. Увы, производитель от нас далеко, поэтому отправлять датчик на проверку надо было весной.

Также обязательно нужно следить за выходами новых прошивок, и вовремя загружать свежую! Во-первых, в новых прошивках исправлены обнаруженные ошибки, во-вторых - новые прошивки часто расширяют функциональность, и в-третьих, во время обновления прошивки выполняются некоторые диагностические проверки корректности работы прибора. Замена прошивки в большинстве датчиков, кроме самых современных, производится дилерами или уполномоченными сервисными центрами.

И в любом случае, перед сезоном полезно самостоятельно произвести некоторые простые тесты, чтобы убедиться, что ваш датчик работает правильно.

  1. Механические повреждения. Это довольно очевидно, поэтому никаких специальных приемов здесь нет. Возьмите датчик в руки и убедитесь в целостности корпуса, корректной работе переключателя режимов. Трещины в корпусе приводят к потере герметичности прибора и попаданию влаги на электронные компоненты. Некорректная работа переключателя может привести к самопроизвольному переходу датчика в режим поиска или к его выключению.

Несколько меньшую опасность представляют повреждения подвесной системы датчика и страховочного шнура.  Регулировочные пряжки на подвеске должны нормально застегиваться, датчик должен быть надежно закреплен в подвеске и пристрахован. Важно убедиться, что при необходимости вы сможете быстро извлечь датчик и начать поиск.

  1. Батарейный отсек.

Откройте батарейный отсек и извлеките батареи. Убедитесь, что контакты находятся в хорошем состоянии, не окислены. При частой замене батареек в отсек попадает влага, а если оставить батарейки в датчике на лето – то с высокой вероятностью электролит из батарейки окажется на контактах. Если такое случилось – очистите контакты, убедитесь, что электролит на проник внутрь корпуса к электронным компонентам. При необходимости используйте защитную токопроводящую смазку для электроконтактов.

Используйте только батареи, которые рекомендованы производителем (щелочные алкалайновые батареи). Использование литиевых батарей или аккумуляторов, не рекомендованных производителем, может привести к искажению сигнала и проблемам при поиске.

  1. Проверка дальности приема.

Максимальная дистанция приема сигнала зависит от множества факторов и может варьироваться в широких пределах. Хорошо, если вы можете сравнить свой датчик с аналогичным, гарантированно работоспособным прибором. Но если такой возможности нет, то следуйте следующим рекомендациям.

Выберите открытую площадку размером примерно 50 на 50 метров, удаленную от линий электропередач, зданий и т.д. На ее краю установите горизонтально датчик «цель», работающий на передачу. Отойдите с проверяемым датчиком на 50-60 метров, расположите датчик также горизонтально и по направлении к передающему прибору, включите его на прием (поиск) и начните двигаться к цели. Отметьте дистанцию, на которой ваш датчик поймает первый сигнал. Повторите тест несколько раз. Отличие дистанций обнаружения первого сигнала на несколько метров - нормально. Но помните, что дальность обнаружения датчиков зависит от взаимного расположения антенн – поэтому, для получения релевантных результатов, двигайтесь по одной траектории.  Обычная дистанция обнаружения первого сигнала при удачном взаимном расположении антенн – около 50 метров.

Если развернуть прибор на 90 градусов, то дальность приема упадет на 30-40 %, если держать датчик вертикально, то дальность приема упадет на 50-60%. Проверьте все варианты. 

Важно: под дальностью приема мы понимаем дистанцию в метрах, измеренную на местности, а не цифры на индикаторе прибора

  1. Проверка дальности передачи.

Схема действий аналогична вышеописанной, но теперь ваш датчик устанавливается на краю площадки в режиме передачи. Проведите несколько тестов по определению дистанции передачи. Ожидаемая дистанция приема сигнала от вашего датчика – так же около 50 метров в наилучшем положении антенн – датчики горизонтально и направлены друг на друга . 

Важно: в датчиках BCA Tracker DTS или T2 передающая антенна расположена не вдоль длинной оси прибора, а под 45 градусов.

В многих современных датчиках есть возможности динамического переназначения передающей антенны – потому располагайте датчик «цель» горизонтально и вдали от массивных металлических или электронных устройств.

  1. Проверка антенн.

Установите датчик цель горизонтально, передающей антенной в направлении проверяемого прибора, на растоянии 20-25 метров.  Проверяемый прибор должен уверенно принимать сигнал от цели.

Проверяем индикатор направления – должна гореть центральная стрелка или светиться центральный светодиод. Если направление на целевой прибор показывается неправильно, то это может говорить о неисправности одной или нескольких приемных антенн. Применение такого датчика для поиска пострадавшего в лавине невозможно.

  1. Автоматический переход в режим передачи.

Если ваш датчик имеет функцию автоматического перехода из режима поиска в режим передачи, то эту функцию надо также проверить. Переводите датчик в режим поиска. Положите его на твердую поверхность и не шевелите им. Через время, указанное в инструкции, датчик подаст насколько предупредительных сигналов и перейдет в режим передачи.

Если этого не случилось – то следует проверить настройки этой функции (у некоторых моделей время перехода может быть настроено или функция отключена).

  1. Проверка частоты.

Этот тест важен для всех датчиков, но особенно необходим для старых аналоговых приборов, которые склонны к дрейфу частоты. Стандарт лавинных датчиков предусматривает возможное отклонение частоты передачи на +/- 80Hz от 457 kHz. Но реально даже отклонение на 30-40 Hz может создать сложности при поиске.

Многие профессиональные модели датчиков (Pieps DSP, DSP Pro; Barryvox Pulse, Element; Ortovox 3+, S1, S1+.) имеют встроенную функцию проверки частоты, на которой излучают другие приборы. Используйте эту функцию. Отклонение на 30-40 Hz это однозначно причина отправить датчик на проверку производителю. Проверку частоты нельзя заменить другими проверками: если ваш датчик видит сигнал от датчика А,то это совсем не значит, что он увидит, на достаточной дистанции, датчик Б из-за разнонаправленных отклонений частоты передачи.

Кроме проверки работоспособности лавинных датчиков следует проверить состояние вашего лавинного зонда и лопаты – наверняка вы их забросили в кладовку после прошлого сезона. Проверьте шнур в зонде, защелки в зонде и лопате.

А главное – не забудьте проверить собственные навыки по работе с лавинным датчиком и остальным лавинным снаряжение. Тренировка полного сценария спасательных работ в лавине перед началом сезона — это такой же обязательный ритуал, как и проверка снаряжения.

В расписание добавлены традиционные лавинные занятия в Москве.

Удачи в горах!

  • Tinkoff
  • Visa
  • Master
 
Back to top