Итак, у вас есть неновый лавинный датчик. Понятно, что от корректности работы лавинного датчика может зависеть очень многое, и разбираться с глюками прибора во время, не дай Бог, поисковых работ, не хотелось бы. Поэтому перед сезоном неплохо бы проверить, все ли с ним в порядке с вашим прибором.
Первый вопрос, который стоит задать – а насколько он старый?
Если это аналоговый или «аналогово-цифровой» одно антенный прибор, то совет только один: замените его на любой современный! Скорость поиска аналоговыми датчиками существенно ниже, качество передаваемого сигнала часто выходит за границы, определяемые стандартом, из-за чего реальная дистанция обнаружения пострадавшего может быть сильно снижена.
Но что, если у вас есть современный цифровой прибор с несколькими антеннами, который используется уже несколько лет?
Производитель как правило гарантирует нормальную работу устройства в течение 3-5 лет. По истечении этого срока датчик, согласно регламенту, должен быть отправлен производителю для проверки, настройки и продления срока эксплуатации. Увы, производитель от нас далеко, поэтому отправлять датчик на проверку надо было весной.
Также обязательно нужно следить за выходами новых прошивок, и вовремя загружать свежую! Во-первых, в новых прошивках исправлены обнаруженные ошибки, во-вторых - новые прошивки часто расширяют функциональность, и в-третьих, во время обновления прошивки выполняются некоторые диагностические проверки корректности работы прибора. Замена прошивки в большинстве датчиков, кроме самых современных, производится дилерами или уполномоченными сервисными центрами.
И в любом случае, перед сезоном полезно самостоятельно произвести некоторые простые тесты, чтобы убедиться, что ваш датчик работает правильно.
- Механические повреждения. Это довольно очевидно, поэтому никаких специальных приемов здесь нет. Возьмите датчик в руки и убедитесь в целостности корпуса, корректной работе переключателя режимов. Трещины в корпусе приводят к потере герметичности прибора и попаданию влаги на электронные компоненты. Некорректная работа переключателя может привести к самопроизвольному переходу датчика в режим поиска или к его выключению.
Несколько меньшую опасность представляют повреждения подвесной системы датчика и страховочного шнура. Регулировочные пряжки на подвеске должны нормально застегиваться, датчик должен быть надежно закреплен в подвеске и пристрахован. Важно убедиться, что при необходимости вы сможете быстро извлечь датчик и начать поиск.
- Батарейный отсек.
Откройте батарейный отсек и извлеките батареи. Убедитесь, что контакты находятся в хорошем состоянии, не окислены. При частой замене батареек в отсек попадает влага, а если оставить батарейки в датчике на лето – то с высокой вероятностью электролит из батарейки окажется на контактах. Если такое случилось – очистите контакты, убедитесь, что электролит на проник внутрь корпуса к электронным компонентам. При необходимости используйте защитную токопроводящую смазку для электроконтактов.
Используйте только батареи, которые рекомендованы производителем (щелочные алкалайновые батареи). Использование литиевых батарей или аккумуляторов, не рекомендованных производителем, может привести к искажению сигнала и проблемам при поиске.
- Проверка дальности приема.
Максимальная дистанция приема сигнала зависит от множества факторов и может варьироваться в широких пределах. Хорошо, если вы можете сравнить свой датчик с аналогичным, гарантированно работоспособным прибором. Но если такой возможности нет, то следуйте следующим рекомендациям.
Выберите открытую площадку размером примерно 50 на 50 метров, удаленную от линий электропередач, зданий и т.д. На ее краю установите горизонтально датчик «цель», работающий на передачу. Отойдите с проверяемым датчиком на 50-60 метров, расположите датчик также горизонтально и по направлении к передающему прибору, включите его на прием (поиск) и начните двигаться к цели. Отметьте дистанцию, на которой ваш датчик поймает первый сигнал. Повторите тест несколько раз. Отличие дистанций обнаружения первого сигнала на несколько метров - нормально. Но помните, что дальность обнаружения датчиков зависит от взаимного расположения антенн – поэтому, для получения релевантных результатов, двигайтесь по одной траектории. Обычная дистанция обнаружения первого сигнала при удачном взаимном расположении антенн – около 50 метров.
Если развернуть прибор на 90 градусов, то дальность приема упадет на 30-40 %, если держать датчик вертикально, то дальность приема упадет на 50-60%. Проверьте все варианты.
Важно: под дальностью приема мы понимаем дистанцию в метрах, измеренную на местности, а не цифры на индикаторе прибора
- Проверка дальности передачи.
Схема действий аналогична вышеописанной, но теперь ваш датчик устанавливается на краю площадки в режиме передачи. Проведите несколько тестов по определению дистанции передачи. Ожидаемая дистанция приема сигнала от вашего датчика – так же около 50 метров в наилучшем положении антенн – датчики горизонтально и направлены друг на друга .
Важно: в датчиках BCA Tracker DTS или T2 передающая антенна расположена не вдоль длинной оси прибора, а под 45 градусов.
В многих современных датчиках есть возможности динамического переназначения передающей антенны – потому располагайте датчик «цель» горизонтально и вдали от массивных металлических или электронных устройств.
- Проверка антенн.
Установите датчик цель горизонтально, передающей антенной в направлении проверяемого прибора, на растоянии 20-25 метров. Проверяемый прибор должен уверенно принимать сигнал от цели.
Проверяем индикатор направления – должна гореть центральная стрелка или светиться центральный светодиод. Если направление на целевой прибор показывается неправильно, то это может говорить о неисправности одной или нескольких приемных антенн. Применение такого датчика для поиска пострадавшего в лавине невозможно.
- Автоматический переход в режим передачи.
Если ваш датчик имеет функцию автоматического перехода из режима поиска в режим передачи, то эту функцию надо также проверить. Переводите датчик в режим поиска. Положите его на твердую поверхность и не шевелите им. Через время, указанное в инструкции, датчик подаст насколько предупредительных сигналов и перейдет в режим передачи.
Если этого не случилось – то следует проверить настройки этой функции (у некоторых моделей время перехода может быть настроено или функция отключена).
- Проверка частоты.
Этот тест важен для всех датчиков, но особенно необходим для старых аналоговых приборов, которые склонны к дрейфу частоты. Стандарт лавинных датчиков предусматривает возможное отклонение частоты передачи на +/- 80Hz от 457 kHz. Но реально даже отклонение на 30-40 Hz может создать сложности при поиске.
Многие профессиональные модели датчиков (Pieps DSP, DSP Pro; Barryvox Pulse, Element; Ortovox 3+, S1, S1+.) имеют встроенную функцию проверки частоты, на которой излучают другие приборы. Используйте эту функцию. Отклонение на 30-40 Hz это однозначно причина отправить датчик на проверку производителю. Проверку частоты нельзя заменить другими проверками: если ваш датчик видит сигнал от датчика А,то это совсем не значит, что он увидит, на достаточной дистанции, датчик Б из-за разнонаправленных отклонений частоты передачи.
Кроме проверки работоспособности лавинных датчиков следует проверить состояние вашего лавинного зонда и лопаты – наверняка вы их забросили в кладовку после прошлого сезона. Проверьте шнур в зонде, защелки в зонде и лопате.
А главное – не забудьте проверить собственные навыки по работе с лавинным датчиком и остальным лавинным снаряжение. Тренировка полного сценария спасательных работ в лавине перед началом сезона — это такой же обязательный ритуал, как и проверка снаряжения.
В расписание добавлены традиционные лавинные занятия в Москве.
Удачи в горах!